Вишванатх, Сарнатх, и возвращение…

Нежное красноватое солнце вставало где-то далеко за другим берегом Ганга, заливая разными оттенками прибрежный песок, раскрашивая речную гладь и строения города. Лодочник не спеша двигал веслами, а мы глядели то на просыпающийся город, то на восходящее над ним солнце. Берег Ганга был усеян умывающимися и омывающимися паломниками. Цвета их одежд яркими пятнами блестели на гхатах, а мы удивлялись тем процедурам, которые они позволяли себе на берегу святой, но не такой уж и чистой речки. Мы поначалу тоже вознамерились сделать омовение, но посмотрев на горящие крематории, купающихся аборигенов и саму речку, все почему-то решили омовение отложить – в идеале до посещения Харидвара, где она на порядок чище. По самой речке кроме туристов также перемещались рыбацкие лодки и лодки с сувенирами. Видимо, лодочники получали процент от торговцев сувенирами, так как мы как бы невзначай проплывали мимо всех сувенирных лодок. Только знание языка позволяло нам избежать потери времени и отнекивание. Впрочем, эпизод с туристической лодкой, полной японцев, и несколькими сувенирными фрегатами, нас здорово рассмешил.

Этим утром мы очень спешили попасть в старый Вишванатх – древний храм, в котором был установлен один из двенадцати священных джотир-лингамов, то есть самопроявленных лингамов. Потому решили не откладывая заехать в вирашайвовский матх, навестить тамошнего настоятеля и святого человека, Гуру этой линии. К нему было одно поручение, и мы двинулись на поиски. Оказалось довольно близко. С шумных улиц города мы попали в оазис тишины и спокойствия. Низенькие потолки и своды прохладных помещений привели нас к этому человеку, с которым мы с удовольствием провели тридцать минут, общаясь на духовные темы. В ходе беседы выяснилось, что он поможет организовать нам посещения Вишванатха, который, на самом деле, закрыт для не-индусов (а принадлежость к индуизму военными там определяется просто – по национальному признаку). Посветовавшись с ним, мы решили съездить в Сарнатх, одну из точек нашего плана. С тем, чтобы к трем часам снова вернуться в Каши и посетить храм.

Дорога в Сарнатх заняла около часа, на скутере. Туристический бизнес в городке был организован неплохо, мы обзавелись гидом, и направились в обход святых мест. Исторически это место было примечательно тем, что Будда дал здесь свою первую лекцию, в так называемом оленьем парке. На месте этого события была построена ступа, а также существовал храм и монастырь. Однако в могольский период, когда страной правили мусульмане, все исторические ценности активно разрушались. Так что в основном мы наблюдали лишь отстроенные памятники. На месте, где была первая лекция, ранее были джунгли, а теперь – некое подобие декоративного парка с маленькими оленями. Приятно удивило обилие буддийских храмов. Хотя их наличие было логичным, все же представленные страны, и направления буддизма поражали. На небольшой территории нам удалось посетить японский, тибетские храмы, пару монастырей и археологический музей.

Вернувшись, мы сразу отправились в матх, где нас ждал провожатый, и вместе пошли к Вишванатху. Узкие улочки, ведущие в старой святыне, еще задолго до самого храма оказались преграждены группой военных. Это была первая застава, через которую мы прошли относительно легко. А вот на второй, уже у входа непосредственно в храм, к нам начали придираться, не смотря на то, что мы были одеты традиционно, дхоти и сари. Наc спасло то, что все говорили на хинди, а один из нас и вовсе общался на нем в совершенстве. В итоге нас приняли за паломников с севера, так и не поверив, что иностранцы могут свободно говорить на языке. Так мы попали вовнутрь, где нам было позволено с помощью сопровождающего из матха сделать пуджу и абхишеку джйотир-лингаму. Осознав позже произошедшие, мы поняли, что все звенья цепочки сложились таким образом не зря, и помощь из матха была очень своевременной. В таких условиях, не зная правильного времени и обычаев, нам бы не удалось сделать не только пуджу, но и вообще попасть в храм.

Ближе к двенадцати мы выехали из отеля и переехали в зал ожидания на вокзале, где провели три часа. В перерывах между дремотой, я бегал к табло и убеждался, что прибытие поезда перенесено еще на тридцать минут. Наконец, поезд пришел, и мы погрузились. Однако, спать нам сразу не дали – долго разбирались с местами. Наши почему-то оказались занятыми, и нам нашли места в соседнем вагоне.

Следующий день мы до вечера провели в поезде. Вместо обещанного времени прибытия, мы оказались в Дели на восемь часов позже, около шести вечера. Ночью был самолет, и предстояло традиционно купить сувениров, запастись топленым маслом, специями, пообщаться с астрологом, собрать вещи, и отправить на север, встречать весну, и радоваться предстоящим переменам в моей жизни.