О том, что влияет на нашу духовность и садхану

Тезис в посте “Верую” “Верую, что этот путь нельзя ускорить или замедлить, говорить о контроле смешно.” заставил меня задуматься о причинах его появления, другими словами – зацепил. Наверное потому, что я настойчиво прилагаю усилия в своей садхане, думая лишь о том, что моя Вера станет сильнее, Сердце – открытее, Ум – чище. Если от моей настойчивой практики ничего не измениться, то зачем она нужна? Моя предрасположенность к духовности и вера заставляют меня искать Его, быть ближе к Нему, понимать Его, видеть Его в себе. Мои настойчивые поиски открывают мне Его, усиливают мою веру, делают меня чище и ближе к Нему. И так – до бесконечности. Предела совершенству – нет. Лишь Он – Совершенство.

Очевидно, что этот тезис и попытка растолковать его в комментах – разные. Первый твердит о том, что (духовность, веру, садхану) нельзя убыстрить, замедлить и контролировать. Второй говорит, что пуджи – признак духовности. А сами пуджи к духовности не ведут?? К ее проращиванию? Это разные взгляды, но – на одно и тоже.

В том, что свой Путь (и себя) нужно суметь найти, на него нужно встать, по нему нужно тяжело идти, стараясь не сбиваться, что есть возможности идти быстрее, а так же есть препятствия, замедляющие движения – я совершенно уверен. Я видел и вижу изменения в себе и своей жизни. Я вижу их связи между собой. Мне говорит об этом Учитель.
Также я уверен, что со временем свое движение можно научиться контролировать. В некоторой степени. В той степени, в которой позволяет развитие. Но это не устраняет препятствия – они все равно встретятся. Лишь количество неверных решений – снизиться.
Все сказанно подтверждают и тексты. Нет, даже больше – они кричат об этом!! Практикуйте, поклоняйтесь, жертвуйте, и вы быстрее осознаете Меня! Быстрее!!Они говорят, что другие, кто не может контролировать свой Ум, или не могут делать еще что-то – они постепенно!(то есть медленнее) придут ко Мне!

Бхагавд-Гита – “9.20. Те, кто искренне совершают религиозные ритуалы, постоянно жертвуют ради меня и используют сому, со временем очистят свои сердца, и их жизнь освободится от налёта прошлых неправильных действий. Они естественным образом поднимутся к высшим сферам богов, где будут наслаждаться небесными удовольствиями.”

По-моему, такой подход – от моих действий ничего не измениться, ничего не замедлиться и не убыстриться – подход лентяя. Об этом пишет и Трипура Рахасья.
Еще немного из Бхагавад-Гиты:
“2.39. Тебе показан идеал Самопознания. Теперь, Арджуна, послушай о практической мудрости Йоги, с помощью которой ты сможешь разорвать оковы кармы.
2.40. В этих практиках ни одно усилие не пропадёт зря; не будет и неблагоприятных результатов. Даже небольшая практика этой дхармы защитит человека от великого страха.
2.41. Если твой ум неустойчив и блуждает, мысли и решения будут разрозненными и неопределёнными. Когда ум ясный и сосредоточенный, решение будет единственным.
2.42. В красивых рассуждениях немудрые люди сосредоточивают своё внимание на букве Священного Писания и утверждают, что нет ничего более авторитетного.
2.43. Их умы полны желаний; а высшей их целью являются небеса. Они говорят в основном об обрядах и ритуалах, которые, как они верят, принесут наслаждение и власть.
2.44. Крепко привязанные к удовольствиям и власти, они не способны сосредоточить свой ум в медитации и наслаждаться самадхи (сверхсознательность).
2.50. Тот, чей ум тренирован в том, чтобы оставаться уравновешенным, уже в этой жизни избавится от хорошей и плохой кармы. Поэтому изо всех сил практикуй Йогу. Совершенство в действии есть Йога.
2.51. Наслаждаясь равновесием ума и отрекшись от плодов действий, свободный от уз повторного рождения, мудрец, несомненно, достигнет безупречного состояния.
2.60. Арджуна, если чувства становятся возбуждёнными, они увлекут ум даже мудреца, стремящегося к совершенству.
2.61. Но йог учится контролировать чувства, медитируя на Мне, как на высшей цели. Как только чувства будут взяты под контроль, мудрость йога станет непоколебимой.
3.7. Для того чтобы преодолеть это, и мысленно контролировать чувства, нужно отбросить все привязанности и вовлечь тело в практику Карма Йоги, самоотверженного служения.
3.16. Арджуна, здесь на земле каждый человек, который не встраивается во вращающийся круг (жертвоприношение – действие – Бог – жертвоприношение), а вместо этого выбирает путь пустой растраты времени своей жизни, наслаждаясь лишь чувствами, живёт напрасно.
3.19. Поэтому всегда выполняй свой долг без привязанности. Если ты будешь совершать дела без ожидания результатов для себя, ты испытаешь высшее состояние.
3.31. Тот, кто живёт по этим предписаниям с верой и без выражения недовольства, превзойдёт карму.
3.32. Те же, кто не следуют этим предписаниям, а вместо этого ищут возможность покритиковать их, всё понимают неправильно. Они не обладают способностью различать (вивека) и погибают.
4.12. Для того чтобы преуспеть, люди поклоняются богам (дэвам). С помощью действий в этом мире скоро приходит успех.
4.38. Несомненно, в этом мире нет ничего, что может так очистить тебя, как это делает пробуждение истинного знания. Любой человек, поднявшийся с помощью Йоги, со временем осознает эту истину в своём сердце.
4.42. С помощью острой бритвы знания разрежь любые сомнения, возникшие благодаря невежеству, которые ещё могут оставаться у тебя, относительно Атмана, истинной Души, обитающей в твоём сердце. Таким образом, прочно утвердившись в Йоге, вставай, Арджуна!
5.6 Арджуна, трудно достичь состояния истинной отрешённости (санньяса) без Карма Йоги, без совершения самоотверженных действий, которые очищают ум. Любой регулярно медитирующий человек, с умом, очищенным Карма Йогой, быстро реализует Бога.
5.27-28. Переместив внимание от внешних вещей, и мысленно сфокусировав его позади межбровья, и уравновесив входящее и выходящее дыхание (пранаяма), таким образом, ты сможешь контролировать ум, чувства и различающий интеллект (буддхи). (Тогда) естественным образом отпадут личные желания, страх и гнев, и ты, несомненно, испытаешь окончательное освобождение (мокшу), если будешь нацеливаться лишь на абсолют и на необусловленную свободу (мокшу), а не на что-то другое.

6.40. Тогда благословенный Господь сказал: “Не беспокойся, Арджуна. Ни в этом, ни в следующем мире не существует разрушения для того, кто ступил на путь Йоги. О, мой сын, твердо знай, что тот, кто творит добро, никогда не приходит к плохому результату.
6.41. Тот, кто ступает на путь Йоги и оставляет своё тело, не успев достичь своей высшей цели, достигает небесных состояний, которые достигают добродетельные люди. Он очень долго пребывает в этих состояниях, а затем вновь получает рождение в этом мире в чистой и процветающей семье для того, чтобы продолжать свой поиск.
6.42. Либо он повторно рождается в семье мудрых йогов. Такое рождение в этом мире, поистине, является редкостью.
6.43. Арджуна, в таком окружении он вскоре вспоминает знания, полученные в предыдущих рождениях, и ещё более настойчиво, чем прежде, борется за самореализацию.
6.44. Несмотря на свой ошибки, практикующий Йогу направляется вперёд с помощью силы своих предыдущих практик. Даже человек, который просто хочет знать, как практиковать Йогу, видит более отчётливо, чем те, кто идут по предписаниям религиозной жизни.
6.45. С помощью искреннего и настойчивого усилия, спустя многие жизни, йог становится полностью очищенным от всех эгоистических желаний и достигает высшей цели жизни.

6.14. Арджуна, меня легко достигнет практикующий йогу, кто устойчив в практике, кто постоянно думает обо Мне и не имеет больших привязанностей.
6.27. Любой человек, понимающий эти два пути, никогда больше не заблуждается. Арджуна, если ты проявишь упорство в изучении и практике йоги, ты достигнешь этого понимания.

18.58. С помощью постоянного сосредоточения своего ума на Мне ты получишь Мою благосклонность, и посредством этого преодолеешь все препятствия. Если ты, благодаря своему эго, не будешь слушать Меня, тогда ты погибнешь.
18.71. Более того, если какой-то индивидуум с действенной верой просто слушает или читает это учение, такой человек преодолеет все оставшиеся сомнения, освободится от порока и войдёт в радостные сферы (локи) тех, кто совершает благородные деяния.”

И немного из Трипура Рахасья:
“15. “Если некоторые отдельные неудачные случаи приводят человека к потере веры в индивидуальные усилия, то он несомненно проклят Богом, потому что он сам становится причиной своего собственного крушения.
16. “Ведомый надлежащей рассудительностью, сопровождаемой усердием, и прилагающий личные усилия, человек должен вступить на свой собственный верный путь к освобождению.
62. “Бытующее представление о том, что человек не может избежать своей судьбы, применимо только к слабовольным и глупым никчёмам.

“В практической жизни руководитель, к которому обращается находящийся в тяжёлом положении человек, также надлежащим образом облегчает его страдания. Но если человек не выказывал надлежащего внимания своему покровителю, то он не сможет рассчитывать на его помощь. Подобным образом и служение, обусловленное амбициями, приносит смутные и ограниченные плоды, определяемые его усердностью. Преданное служение без скрытых мотивов требует долгого времени для того, чтобы быть признанным; но, всё же, оно заставляет стать благожелательным даже узколобого руководителя. Хозяину-человеку может потребоваться много времени, чтобы распознать бескорыстную работу; но Бог, Господь вселенной, Пребывающий в наших сердцах, знает всё, и Он быстро одаривает соответствующими плодами. В отношении других видов преданных Бог должен дожидаться, когда наступит предначертанное судьбой время – что является Его собственным предопределением; в то время как для бескорыстного преданного Бог, Господь и единственное Прибежище является всем и вся, и Он заботится о нём независимо от того, какая судьба уготована преданному, и независимо от предопределяемых Им Самим законов. Он быстро вознаграждает преданного, и это потому, что Он всевышний и самоцельный, не зависящий от чего-либо ещё.

64-66. “Судьба схватывает и держит только глупых и неразумных людей. Соответствуя природе и следуя ей, судьба образует собой часть природы. Природа, в свою очередь, – лишь приспособление для проведения в жизнь воли Бога. Его цель всегда неизбежна и не может быть предотвращена. Однако обрамление Его цели и продвижение к ней может быть изменено преданностью Ему, а если это не случилось, тогда эта предрасполагающая причина должна рассматриваться как наиболее могущественный фактор в жизни этого человека.
94. “Если человек не способен постичь это чистое состояние, тогда он должен поклоняться Богу в той конкретной форме, которая наиболее приемлема для него; таким образом он также несомненно достигнет цели, хоть и постепенно.”

Подытожу.
Мне достаточно слов Учителя, моего собственного опыта и подтерждающих текстов, чтобы быть в этом уверенным. Верить в то, что there is no shortcut to success. То есть надо тяжело работать, и только тогда ты станешь ближе к пониманию Истины.

Когда мне что-то дается, или я до чего-то дохожу на Пути, я воспринимаю это как Божественный ДАР, и бесконечно благодарен Ему. Но при этом, это отношение не заставляет меня упасть ниц, и просить, а напротив – я понимаю, что должен продолжить путь, прилагая еще больше усилий, ибо только идущий – дойдет.

ОМ ШАНТИ!

Leave a Reply