Кризис и Креатив

Продолжение триптиха Rands-a  о продуктивности и стратегии. В этом эссе Rands обозначает два крайних состояния, в котором работает команда или конкретный человек. Что наиболее трудно и интересно – быть продуктивным, не уходя в крайности, создавать что-то не сея панику и не увлекаясь воздушными замками. Как балансировать между чистой паникой и высоким творчеством – читай ниже, с очередном переводе статьи парня из Apple.

Если вы спросите у моей команды о моем расписании на день, они скажут: “Он либо бежит на митинг, либо уже на митинге.”  Мой календарь подтвердит эти слова: четырнадцать митингов в ближайших понедельник, причем пять из них – пересекаются с другими. Чудно.

Да, я посещаю митинги весь день, но это не все. Я также управляюсь с постоянным увлекающим потоком интересных решений, которые находят меня независимо от того, где я сижу. Как только решение приходит, я немедленно должен ответить себе: это Кризис или Креатив (англ. калька лучше отражает игру слов, задуманную автором – прим. пер.)?

Спектр для всего

Это уже третья система приоритетов, которую я описываю. Вкус Дня описывает мои тактические действия, как я идентифицирую и отслеживаю задачи, которые нужно выполнить и отбрасываю задачи, долго и бесцельно висящие в моем списке. Ключевой список имеет стратегический характер и определяет общее направления моего дня – какие ежедневные дополнительные усилия я хочу сделать для себя и моей команды?

Кризис и Творчество не столько система, сколько скорее ментальная модель для всей работы, лежащей передо мной. Ее схожесть со Вкусом Дня в том, что это как бы линзы, через которые я слежу за здоровьем, всего, за что отвечаю. Эта модель выглядит так:

Creative and Creative

По мере того, как мой день проходит в быстром движении людей, задач и митингов, мне часто приходится остановиться и быстро решить – стоит ли влезть в то, что сейчас находится прямо передо мной? В такой момент я применяю свою модель и оцениваю примерно так:

Кризис – все, за что я отвечаю, если оно в опасности. Определение Кризиса разнится день ото дня и может звучать как: «Качество этой функциональности не вызывает иных эмоций, кроме ругательств», или вот так: «Менеджер говорит, что мы не вкладываемся в срок». Кризис – это когда что-то идет не так, и мне приходится постоянно держать ухо востро. Странно (или печально), но всегда есть нечто, идущее не так. Секундочку, расскажу вам и об этой стороне менеджмента.

Креатив – наверное, правильным названием другой стороны медали было бы Стратегия, но я не могу устоять перед совпадающим звучанием первых букв, поэтому оставлю Креатив. Это – выполненное дело или затраченные силы на то, что важно для меня и что помогает мне расти, создавать что-то, вести мою команду к чему-то новому. Креатив – дополнительные обязанности, которые появляются либо потому что у меня достаточно опыта разглядеть их заранее, либо, потому что мне так хочется. И они правят балом.

Эти две противоположности заставляют меня бегать на бесконечные и параллельные совещания. Будь это Кризис или Креатив, дела тут кипят. Нужно ли мне убедиться, что никто не надумал увольняться, или я сломя голову прыгаю в совершенно новый проект и без того не имея секунды свободного времени, при работе на грани все происходит с неистовой стремительностью. Проблема однако в том, что, кроме кипящей работы, у меня еще много всего болтается в моем перечне обязанностей.

Видите эти тоскливые линии между Кризисом и Креативом? Это важная часть концепции. Дела в середине – это неприметные -не-кризисные и не-креативные обязанности, которые моя команда просто выполняет. Это очень ответственная работа, но она происходит с минимальными усилиями с моей стороны благодаря тому, что я нанял, управляю и работаю с людьми, знающими свое дело и умеющими сделать его отлично. И все же середина – это не обязанности, которые я делегировал и должен проверить выполнение, это просто работа, которую делает команда, и чтобы узнать, как работа появляется посередине, нужно видеть что на краях.

Кризис
Кто-то обожает панику, которая неизбежно сопровождает Кризис. Их увлекает вперед угрожающее щекотание неотвратимо приближающегося краха. Это особенно выражено у менеджеров, поскольку Кризис дает им чрезвычайные полномочия. В такой момент команда доведена до состояния, когда они не в способны принимать решения, опасаясь сделать еще хуже. Поэтому, когда появляется менеджер и начинает решать, ему повинуются беспрекословно. Команда счастлива, они думают, “Ух-ты, отлично, кто-то вытащит нас из этой каши.”

Более интересный вопрос – откуда эта каша взялась?

Есть два устойчивых ориентира, когда занимаешься Кризисной работой. Ориентир первый: убедитесь, что земля не уходит из под ног. Ориентир второй: выясните, как сделать так, чтобы избежать потрясений в будущем. Это равновесие. Вы не можете одновременно разбираться в причинах и пытаться устоять на ногах, но не забывайте – через месяц вы едва ли вспомните, чего вам стоила эта переделка.

Когда я нахожусь в самом пекле Кризиса, я занят одновременно двумя делами. Первое – я неистово пытаюсь исправить положение любыми средствами. Кроме этого, я тщательно расследую первопричину Кризиса. Эта информация растворяется в чувстве эйфории стоит только опасности миновать. Разумеется, нам предстоит разбор полетов, но все же, я гораздо больше узнаю о настоящих причинах сразу же поздним субботним вечером после двухнедельного непрерывного марафона.

Мысль, которую я постоянно держу в голове во время Кризиса: если я отвечаю за разрешение Кризиса, с очень высокой вероятностью я – причина его появления. Нет, я не хочу коптить кого-то поздними субботними вечерами. Мне всего-лишь нужно, чтобы Кризис не повторился вновь, что означает – быть Креативным.

Креатив
Любитель переполохов находит свое вдохновение в Кризисе, и когда все спокойно, он непременно смастерит драму, ради появления нового Кризиса. Изначально его намерения были безобидны: хотелось решать задачи быстрее, и он отметил для себя, что тень нависшего Кризиса устраняет все обычные организационные препятствия. Это становится проблемой, когда он опьянен своим могуществом и движущей силой Кризиса. Как только трудности позади, он разочаровано протянет: “Бля, опять тоска,” и стремительно бросится на поиски нового Кризиса. Если ничего не попадется – он его придумает.

Я из таких парней и сжег немало жира проворачивая огромные дела, но, ведомый Кризисом, ты теряешь из виду стратегические ориентиры. Ты становишься корпоративным поджигателем – своей бесконечной спешкой, как напалмом, прокладываешь себе путь сквозь людей и процессы, но реально – ничего не создаешь.

Кризис существует всегда. Статистический факт – в любой достаточно большой группе людей всегда кому-то одному нужна помощь с какого-либо рода проблемами. К этому надо привыкнуть. Каждое утро, пялясь на ассортимент Кризисов, я задаю себе вопрос: “Будем играться в Кризис или Креатив?”

Я не говорю о том, что нужно быть Креативным в решении проблем Кризиса так, чтобы он более не повторялся вообще, я говорю о целиком Креативной работе – когда вы создаете или улучшаете нечто. Это написание кусочка кода, который кроме вас никому не нужен; это трата двух часов времени на попытку рекрутировать парня, который точно к вам не пойдет; это торчание в дизайн-комнате с досками и маркерами, и хаотичное рисование дизайна чего-либо на этих досках.

Я не говорю о задачах, которые невозможно решить, я говорю о Креативных задачах. Я говорю о вдохновенных усилиях, вложенных  в нечто неопределенное. Такое часто трудно измерить, и, следственно, трудно убедить в этом тех, кто находится вокруг вас, но рано или поздно вы добиваетесь каких-то целей. Вы нанимаете того парня. Находите идею. Создаете нечто новое.

Учитывая постоянное присутствие Кризиса и текучки, найти время и посвятить себя целиком Креативу бывает весьма трудно, но если вы хотите расти, то найдите время отправить все к черту и вложиться в Креатив ради будущего.

Правильно. Вам пора игнорировать пламя очередного Кризиса, спрятавшись в дизайн-комнате и рисуя маркерами на доске. Любители переполоха будут разочарованы. Они пройдут мимо вас с лептопом под мышкой и удивятся, “Вот черт, а он чего не бегает? Не в курсе может, что у нас ЗАПАРА?”

Это рискованный шаг. Да, есть кризисы, которые нельзя игнорировать. И если вы расстроите не того любителя переполохов, то скоро – очень скоро, – услышите об этом. Но больший риск в другом: это противопоставление карьеры, построенной на катастрофах, где вас уважают за решение проблем и другой карьеры, где вас уважают за создание чего-то нового.

Личная модель
Кризис и Креатив – это не система улучшения вашей эффективности, это – самоидентификация, ваш собственный взгляд на мир, а для меня это еще – напоминания. Первое – я выбираю, на что тратить свое время. Второе, что Кризис – не только возможность спасти день, но и уверенность в том, что этот Кризис никогда не повторится, если применить Креативное подталкивания чего-то в предсказуемую середину.

И я хочу больше Середины.

Чем больше Середины, тем я счастливее, потому что остается больше времени для двух моих крайностей, а скрытые возможности всегда прячутся по краям.

Leave a Reply