Чатвари арьясатьяни
Из четырех истин бы оставил одну – духовная практика приводит к прекращению жизни.
Вспомним благородные истины (упрощенно):
– жизнь – есть страдание (в широком смысле)
– существуют причины страданий (желание, мышление, карма)
– страдания можно прекратить (устранив причины)
– духовная практика – путь к прекращению страданий
Фактически, жизнь есть непрерывная флуктуация желаний и мыслей, через призму кармы проявляющаяся во внешний мир, и наоборот – через призму восприятия\мыслей отражающаяся на внутреннем мире. При достижении состояния безмолвия (читта вритта ниродхах), близкое к самадхи (в йогическом понимании термина) человек напоминает умершего (временно) или полностью покидает тело. Вернувшись из такого состояния к более-менее обычному, он так или иначе продуцирует мысли или желания (хочу это есть, не хочу есть, хочу спать, хочу практиковать, хочу послать всех в сад и т.п.)
Таким образом, устранение желаний и их причин – это устранение основ жизнедеятельности. И духовная практика – инструмент эффективной подготовки к смерти и следующим шагам (если они будут 🙂 ) Для выражения этой связи достаточно одной истины, а не четырех, создающих широкое пространство для толкований.
Я принципиально не рассматриваю “благотворительный” аспект толкования этих истин по разным причинам, которые лень здесь излагать.
Одну можно оставить, когда как минимум осознаны все четыре. 😉
Верно! Вот в том и дело, что их надо осознавать вместе, и тогда получится вот эта одна 🙂
А если по отдельности воспринимать – можно чрезвычайно умные толкования придумать, да так, что одной проистекающей религией уже и не обойдешься. За деревьями – леса не видно…
А ведь и придумывают…
А это чтоб отвлечь от основной то мысли 🙂 А то последователей ряды резко поредеют…