Великая Ночь Шивы, или как мы не спали 7 часов
К вечерней пудже все собрались с теплыми ковриками, пледами и носками. Сразу после службы начиналось то самое мероприятие, ради которого все мы сюда приехали. То есть всенощное бдение в великую ночь Шивы. К десяти вечера все две сотни приехавших собрались у главного храма, заняли место на полу, стараясь сесть как можно ближе к Гуруджи и как можно дальше от шумного пандита. Мы этот нюанс сразу не просекли, потому пандит сидел прямо у нас за спиной, и в итоге мы с трудом слышали даже самих себя. Зато было приятно – всю ночь, все 6-7 ночных часов рядом с тобой отправляется специальная служба Господу Шиве. Это радовало. Некоторым также удалось устроиться спиной к стене храма и обмотаться одеялами – просто таки люксовые условия. Но самое трудное испытание только начиналось – нам ни в коем случае нельзя было заснуть. Ну, по меньшей мере нам – тем, кто был на этом празднике первый раз, и очень хотел такой подвиг совершить. Я, разумеется, хотел.
Вокруг нас сидели в основном индийцы – они были поопытнее, и знали какие места занимать. До Гуруджи было три плотных ряда темнокожих разговорчивых аборигенов, что автоматически исключало нас из числа собеседников. Что-либо услышать было не возможно, а редкие обрывки фраз представляли собой местоимения или восклицания на хинди. Так что мы погрузились в беседы о духовном, о еде, о наглых аборигенах, о засыпающих соседях, о жадных и невнимательных к нам разносчиков горячего чая. Было довольно холодно, и даже те, кто укутался, глазами регулярно высматривали в темноте – не несут ли очередную порцию сладкого горячего чая? А когда его таки приносили, то начиналась такая возня! Все просыпались, отовсюду тянулись руки, порций не хватало – мы например, старались взять себе порцию сначала с одного края, а потом с другого – у следующего разносчика. В сумме несколько порций вытягивали грам на 150 теплого сладкого напитка, и мы снова занимались тем, что старались не спать. Иногда еще косились на пандита и щекотали друг другу пятки. Большая часть соседей спали сидя, покачивая головой в такт песнопениям.
Гуруджи нам сказал, что в этом году он специально не приглашал музыкантов, поскольку уже устал от шума на прошлых мероприятиях. Говорят, когда всю ночь поют бхаджаны, то так легче не спать, да и веселее – сидишь, поешь… А сейчас было тихо, уютно, а кое-кому даже тепло. И вот вдруг нам принесли пищу. Вообще, в этот день, мы ели мало – держали специальный пост. Потому для всех эта тема была актуальной, но мне повезло больше всех. Мои дружелюбные соседи, с которым я делил полтора квадратных метра на четверых, отказались есть порезанные и помытые индийцами фрукты из маленьких тарелочек. Отказались из соображений гигиены. Но я, в отличии от них, соображал с большим трудом, так что принялся уплетать шикарный набор фруктов – было очень вкусно! Заботливые друзья мало того, что отдали свои порции, так еще и взяли себе по добавке, которая, несомненно, сразу оказалась у меня. Итак, я сидел, окруженный восьмью тарелочками, полных фруктами, и радовался жизни. Соседям удалось отрыть банан в рюкзаке, и разделить его на три голодных рта. А я был вне себя от восторга! Так прошло время до 3-х утра, когда Гуруджи собрался немного прогулятся в дом, и получился такой себе перерыв минут на тридцать. Все сидевшие стали разминать конечности и бродить по саду. Мы этим воспользовались – сразу же передислоцировали свои ковры прямо к месту, где сидел Гуруджи, и с мест этих уже не вставали – бродить нам не хотелось по определению.
Еще два часа мы провели в беседах, уже намного более интересных – для нас, но, думаю, не для сидевших рядом индийцев. Все чуть придремавшие русскоязычные йогины попросыпались, заслышав звуки английской речи, и подобрались поближе. Около пяти утра стало светать, и начались приготовления к утренней службе. Эта церемония длилась чуть дольше обычного и завершала наше бдение и сам праздник Маха Шиваратри. Около шести можно было идти к заветной цели – своему топчану в ближайшей гостинице, и спать!
В продолжении планируются – Путешествие в Варанаси, и Дорога домой 🙂
Upd: Дальше – здесь.
А чего пандит-то шумел?
Службу Господу Шиве отправлял? А Йогарадж в службе не участвовал?
Как выглядела 7-часовая служба?
Написано забавно, читать весело. 🙂
“беседы о духовном, о еде, о наглых аборигенах, о засыпающих соседях, о жадных и невнимательных к нам разносчиков горячего чая” 😀
Пандит довольно громко и монотонно рецитировал тексты из книжечек.
Делал он это без остановок с 22 вечера до 5 утра. Перерывы были только на 2-3 минуты пару раз хлебнуть чаю или воды.
Сидел он у входа в храм, где стоит шива-лингам (по фото можно понять). У ног поставил тумбочку, сел на ковер и читал.
Гуруджи сказал, что это самый геройский, образованный и выносливый пандит из тех, что он встречал.
Громко рецитировал 7 часов подряд?!! Ничего себе! Такой монстр рядом с вами сидел, а вы, похоже, не оценили. 😉
Это случайно не тот же, что мандалу рисом и прочим выкладывал? (на одной из фоток был такой)
Ага, он самый.
Да нет, мы оценили – нам ведь его так и представлили, как очень крутого и редкого священника. Если надо – могу дать имейл :-))
К этим 7-ми часам нужно добавить еще службу все утро, часть дня, и часть следующего дня.
Как нам объяснили, он иногда ведет службы практически безпрерывно на протяжении 24-36 часов.
Не надо, толку с имейла! 🙂
А я бы и не дал 😛 😀